По ком звонит колокол

По ком звонит колокол

После революции 1917 года в России началось гонение на священнослужителей и верующих. Новые хозяева взрывали и разрушали храмы, многих священников расстреляли без суда и следствия. В полной мере это относится и к Тихвинскому району.

июле 2002 года в собор новомучеников и исповедников Русской церкви были включены имена игумена Арсения (Дмитриева) – бывшего насельника Тихвинского Успен-ского монастыря, в 1937 году настоятеля Пантелеймоновской церкви, священника Иоанна Сарва – благочинного города Тихвина, служившего настоятелем церкви святого Иова Многострадального, Емилиана Панасевича – настоятеля Тихвинской полковой церкви во имя Всех Святых, протоиерея Василия Канделяброва – настоятеля Свято-Троицкой церкви деревни Сенно, священника Николая Покровского – настоятеля церкви села Никольское и по-следней настоятельницы Тихвинского Введенского женского монастыря Иоанникии (Кожевниковой). Все они были расстреляны 3 декабря 1937 года. Их образы запечатлены на Тихвинской иконе Божией Матери Введенского собора.
Сегодня настало время рассказать еще о двух тихвинских священно-служителях, невинно осужденных и лишившихся жизни в тридцатые годы двадцатого века: протоиерее Николае Борисовиче Васильевском и протоиерее Василии Васильевиче Войке, которые многие годы служили во Введенском женском монастыре нашего города.
Священник Николай Борисович Васильевский родился 8 августа 1857 года в деревне Озерево Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье священника. Как прошло детство будущего настоятеля храмов Введенского монастыря, где он получил начальное образование, пока неизвестно. Архивные материалы свидетельствуют, что в 1880 году двадцатитрехлетний Николай Ва- сильевский завершил обучение в Новгородской семинарии, женился на Екатерине Яковлевой и вместе с ней и родившейся к тому времени дочерью Марией приехал в Тихвин, где 4 февраля 1882 года началось его священническое служение. Именно в этот день он был рукоположен в иереи и зачислен в причт Введен-ского женского монастыря на должность помощника настоятеля.
46 лет жизни отца Николая теснейшим образом связаны с этим монастырем. 19 лет он служил при игумении Рафаиле, 17 лет – когда настоятельницей монастыря была игумения Аполлинария, и с 1918 года – при игумении Иоанникии, будущей преподобномученице. После закрытия всех трех храмов монастыря в июле 1924 года он продолжил окормлять сестер и прихожан обители до 1928 года, был для них духовным наставником. Трудно себе представить, сколько тихвинцев и жителей близлежащих деревень он покрестил, обвенчал и отпел за эти годы.
Помимо служения в церкви отец Николай с марта 1882 года на протяжении 33 лет преподавал в Тихвинской женской прогимназии. Многие годы, начиная с 1887-го, он исполнял обязанности помощника благочинного первого округа Тихвинского уезда и являлся членом правления Тихвинского духовного училища. За рев-ностную и беспорочную службу был отмечен целым рядом церковных наград. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что священник Николай Борисович Васильев-ский был в Тихвине очень известным и уважаемым человеком.
Его дом находился на улице Рим-ского-Корсакова. В семье Васильевских было семь детей: два сына и пять дочерей. Старший, Алексей, в 1905 году окончил Новгородскую семинарию, младший сын Михаил в 1899 году успешно сдал вступительные экзамены в Тихвинское духовное училище и учился в одном классе с будущим священномучеником Василием Канделябровым. Получив среднее образование в Новгородской семинарии, он продолжил учиться на общеобразовательных курсах имени Черняева в Санкт-Петербурге, а завершил свое образование в 1922 году в Тихвинском лесотехническом техникуме.
В начале XX века Тихвинский Введенский монастырь входил в число двенадцати богатейших обителей России, но после революции 1917 года для него, а значит, и для отца Николая, как и для других священнослужителей, настали тяжелые времена.
В первые годы советской власти в обители была размещена детская колония беспризорников и ряд организаций, не имеющих никакого отношения к церкви. В 1922 году отец Николай стал свидетелем разграбления обители, когда представители новой власти изъяли церковные ценности. 1 января 1930 года отец Николай по состоянию здоровья и по преклонному возрасту был уволен за штат, но по воскресным и праздничным дням принимал участие в богослужениях в кладбищенской церкви Иова Многострадального, которая находилась недалеко от его дома.
Накануне Рождества Христова 6 января 1931 года  в дом отца Николая Васильевского нагрянули с обыском. И хотя ничего компрометирующего его обнаружено не было, 73-летнего священника увезли в так называемый «домзак» – тихвинский дом заключения, в котором содержались подследственные заключенные. Там 7 января его осмотрел врач и поставил следующий диагноз: «Бронхиальная астма, порок сердца, атеросклероз. Нуждается в стационарном лечении (и постороннем уходе – приписано карандашом рукой другого врача), к физическому труду не годен».
Это, однако, не помешало органам НКВД продолжить держать отца Николая под стражей как злостного преступника, а 27 января 1931 года ему было предъявлено обвинение по статье 58-10 УК РСФСР и постановлением тройки ОГПУ от 10 февраля 1931 года определена высшая мера наказания – расстрел. 18 февраля 1931 года приговор был приведен в исполнение. Где похоронен отец Николай, никто не знает.
Заключением прокуратуры Ленинградской области от 5 октября 1989 года священник Николай Борисович Васильевский реабилитирован.
О священнике Василии Васильевиче Войке на сегодняшний день имеется меньше информации. Он родился 5 января 1872 года в деревне Нестерово Тихвинского уезда Новгородской губернии.Известно, что его старший брат Михаил Васильевич Войк служил в Софийском соборе Великого Новгорода. В 1930 году его как служителя религиозного культа лишили избирательных прав, а 28 сентября 1937 года он был расстрелян. Его брат Александр Васильевич Войк был женат на родной тётке известной в Тихвине учительницы Валентины Михайловны Бубляевой. Семейное предание гласит, что в Шугозере был дом, в котором жило несколько поколений семьи Войков. Поскольку оба его брата, Михаил и Александр, тоже были священниками, можно предположить, что он, как и отец Николай Васильевский, происходил из семьи священнослужителей.
Как сложилась судьба священника Александра Васильевича Войка, пока неизвестно. От правнука Василия Войка Константина Борисовича мы получили вот такую информацию: «Несколько поколений Войков проживало в Шугозерском поселении. Точное изначальное местоположение дома неизвестно. После революции дом разобрали и перенесли в Шуг-озеро. До середины 1970-х годов в этом доме была школа».
Известно, что священническое служение Василия Васильевича Войка в нашем городе началось в 1895 году. В №20 «Новгородских епархиальных ведомостей» от 30 октября 1895 года имеется следующая запись: «8 октября литургия в кафедральном Софийском соборе совершена была высокопреосвященным архиепископом Феогностом, который рукоположил на ней во иереи к Введенскому тихвинскому женскому монастырю диакона Василия Войка».
На протяжении почти тридцати лет он служил рядом с отцом Николаем Васильевским и дружил с ним. В 1899 году Василий Войк избирался кандидатом в члены правления Тихвинского духовного училища. В 1906 году к празднику Святой Пасхи был награжден «за отлично усердную и полезную службу» скуфьей.
5 февраля 1925 отец Василий Войк был, видимо, впервые арестован. В одной из книг недавно изданного трехтомника «Тихвинский край» приводится отрывок из письма А.Л.Остроумовой: «…Сегодня арестовали Войка, а отца Николая Ва-сильевского свезли в Новгород». В записи от 18 марта 1925 года говорится: «Третьего дня – 16 [-го] кончился суд над церковниками: Потапова и Фесенко приговорили 2 года сидеть, а также двух монахов; остальных осудили условно или же совсем оправдали». Какой приговор был вынесен отцу Василию Войку, пока неизвестно.
Вновь он был краткосрочно арестован в 1931 году. Осужден на пять лет лагерей. После того, как его освободили, он то ли по приговору тройки ОГПУ, то ли по собственному желанию уезжает в деревню Вирма (Вирьма) Сорокского района Карельской АССР, где становится настоятелем виремской церкви Апостолов Петра и Павла.
15 декабря 1937 года отца Василия арестовали в последний раз. Спустя шесть дней 21декабря 1937 года он был приговорен тройкой НКВД Карельской АССР по ст.ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания.
10 января 1938 года, через пять дней после того, как ему исполнилось 56 лет, он был расстрелян в Сандормохе (Карелия).
Священник Василий Васильевич Войк реабилитирован Верховным судом КАССР 31декабря 1957 года.
В деле священника Николая Васильевского встречаются еще два имени: иерея Пимена Бутылкина и диакона Владимира Порожецкого. Надеемся, что в Тихвине до сих пор живут их потомки, которые могли бы пролить свет на то, как сложились судьбы этих людей.
Обращаемся ко всем тихвинцам, которые располагают какими-либо сведениями о священниках Николае Васильевском, Василии Войке, Пимене Бутылкине и диаконе Владимире Порожецком, с просьбой сообщить в редакцию газеты «Трудовая слава» или в Тихвинский Введенский женский монастырь (администратору группы в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/vvmontixv Ивановой Марине). Телефоны для связи:
+7-921-896-49-06, +7-905-255-25-32.
Загляните в свои семейные архивы, возможно, в них сохранились письма, фотографии, дневниковые записи, связанные с жизнью этих священнослужителей и их родственников
Светлана Старшинина, кандидат педагогических наук.
Марина Иванова, администратор группы ВКонтакте Тихвинского Введенского монастыря.

Просмотров: 254
Школа для родителей
Научиться стать мамой и папой, получить необходимые навыки поможет школа приемных родителей.
Читать далее....
«Огонек» готовится к лету
Активисты Общественного совета при ОМВД Тихвинского района организовали субботник на территории оздоровительного центра «Огонек»»
Читать далее....
Стать мамой не страшно
Беременность является особым состоянием, которое требует не только поддержки со стороны близких, но и государства. Ведь женщина в подобной ситуации очень уязвима, нуждается в помощи как моральной, так и финансовой. Именно поэтому на государственном уровне для беременных женщин предусмотрен ряд льгот и гарантий, целью которых является создание максимально благоприятных условий для вынашивания и рождения крохи.
Читать далее....